Предлагаю Вашему вниманию конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи в старшей группе. 

 Тема: Пересказ сказки с опорой на пространственно-временную модель.

Форма проведения: «Сказочное путешествие».

Предварительная работа:

  1. Чтение, рассказывание детям сказок.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Беседа по прочитанной сказке, подбор заместителей к персонажам сказок.
  4. Составление пространственно-временной модели.
  5. Игровые задания на развитие эмпатии.
  6. Проведение речевых игр для обогащения речи детей прилагательными, существительными в уменьшительно-ласкательной форме.
  7. Заучивание пословиц и поговорок о доброте.

 Программное содержание:

  1. Закреплять умение пересказывать эпизод сказки с опорой на пространственно-временную модель.
  2. Учить детей понимать характеры сказочных героев.
  3. Упражнять детей в умении выразительно передавать характер, настроение героя с помощью слова, жеста, мимики при пересказе сказки.
  4. Развивать связную речь, обогащать образный словарь: эпитетами, антонимами, сравнениями.
  5. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение выслушивать друг друга при пересказе сказки.

Словарная работа:

Побуждать детей использовать в речи прилагательные, образные сравнения, антонимы, сказочные обороты: жили-были, давным-давно. 

Материал к занятию: Иллюстрации из сказок с кармашками, большой лист бумаги для пространственно-временной модели, фломастеры, клубок ниток, сердечки, слайды. 

Ход занятия:

Организационный момент: Давайте, дети, встанем в круг, взявшись за руки, и подарим друг другу улыбку.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, какие волшебные предметы в сказках помогают героям?

Дети: Волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт.

Воспитатель: Правильно, но нам поможет попасть в сказку волшебный клубок. Давайте возьмёмся за руки и пойдём за клубком по тропинке (аудио запись)

              В гости к сказке мы идём

              Этой встречи все мы ждём.

Воспитатель и дети под музыку идут. На слайде столб, а на столбе три таблички:

«Налево пойдёшь - красивую игрушку найдёшь».

«Направо пойдёшь- с другом расстанешься».

«Прямо пойдёшь- сделаешь доброе дело».

Воспитатель: Ребята, в какую сторону пойдём? Почему?

А вот какое доброе дело- это нам предстоит узнать. Слайд «сказочная поляна».

Оглянитесь вокруг, какая красивая поляна! Но не забывайте мы в сказке, значит, тут кто-то еще есть. Давайте узнаем! Я загадаю вам загадки, а вы их отгадаете.

Шапочку надела

И шагает смело,

Песенку поёт,

К бабушке идёт.

(Красная шапочка).Слайд

С братцем- козликом она

В путь- дороженьку пошла.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка).Слайд

Спешит с королевского бала домой,

А дома садится на ящик с золой.

(Золушка) Слайд

Этой сиротке жить нелегко,

Только Коровушка есть у неё.

(Крошечка-Хаврошечка) Слайд

Воспитатель: Какими качествами обладают девочки? Четыре героя на одном слайде.

Что общего у них?

Дети: добрые, трудолюбивые, скромные, красивые, заботливые и т. д.

Воспитатель обращает внимание на модель: квадрат со стрелочкой, соответствующий первому эпизоду. Как вы думаете, что это за сказка? Почему вы так решили?

Аудио запись голоса Хаврошечки:

Мою сказку заколдовали. Прошу вас, расколдуйте сказку. Для этого её нужно рассказать.

Воспитатель: Поможем Хаврошечке? Вспомните, а как начинаются сказки?

Дети: Жили-были, в тридевятом царстве, в некотором государстве, и т.д.

Воспитатель: Хорошо, а как начинается сказка «Хаврошечка»?

Детям предлагается составить подсказку для рассказывания сказки «Хаврошечка».Воспитатель подробно обговаривает, как можно обозначить персонажей сказки (при придумывании обозначений необходимо дать как можно больше инициативы детям). Воспитатель в квадрате, соответствующем первому эпизоду, изображает заместители персонажей. Педагог предлагает кому-нибудь из детей рассказать, что же здесь произошло. «Аня, «наливное яблочко возьми, как начинается сказка, расскажи». Аналогично изображается и рассказывается следующий эпизод.

- Воспитатель оказывает помощь при построении модели: построенная модель должна точно соответствовать событиям сказки.

+ Более сложный вариант построения наглядной модели сказки. Воспитатель не только обговаривает с детьми условные обозначения, но и распределяет эпизоды сказки между детьми. Каждый ребёнок рисует схему своего эпизода на отдельном листочке, затем передаёт содержание эпизода.

Физкультминутка.

Я младёшенька, Бурёнушку пасу (ходьба)

Я с Бурёнушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь(ходим как медведи).

Я медведю низко в пояс поклонюсь (наклон).

Дедушка, Медведушка,

Не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку.

Воспитатель: Как Хаврошечка обращается к коровушке?

Как ещё ласково можно назвать коровку?

Ответы детей: Коровушка- кормилица, Коровушка милая и т.д.

Ребята, а давайте расскажем, кто из героев сказки вам нравится и почему?

А теперь давайте вспомним поговорки о добре.

 

«Мир не без добрых людей».

«Люби ближнего - и тебя будут любить».

«На чужих слезах своего счастья не построишь».

«Добро побеждает зло».

«Учись на добро отвечать добром».

Воспитатель: На какую сказку похожа сказка «Хаврошечка»? На слайде две сказки.

Чем похожи сказки?

Чем отличаются сказки «Хаврошечка» и «Золушка»?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Наоборот».Расскажем, какие бывают герои сказок. Игра с мячом. Дети подбирают антонимы к словам:

Ленивый – трудолюбивый;

Злой – добрый;

Грубый – ласковый;

Страшный – красивый;

Голодный – сытый;

Бедный – богатый;

Глупый – умный;

Трусливый – храбрый;

Слабый – сильный;

Белый – чёрный;

Сладкий – горький.

Воспитатель: Возьмите каждый по одному сердечку. Ребята, а у добрых героев сказок какое бывает сердце? Говорят: доброе сердце…, а ещё как можно сказать?

-мягкое сердце, большое сердце, золотое сердце, прекрасное сердце, горячее сердце.

Воспитатель: Ребята, подарите свои сердечки тем героям сказок, которых вы любите.

(Под иллюстрациями героев сказок приготовлены кармашки).

Итог: Что в путешествии понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Какие добрые дела мы сделали?

Мнение преподавателя по изобразительной деятельности: Вторая младшая группа № 3 «Снежинка » использует в работе с детьми методику М. Монтессори. Я, преподаватель по изобразительному искусству, Зотова Н.А, тоже использую в своей работе эту методику.

         Основным отличием метода Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

         На уроках рисования я планирую следующие задачи

- развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создать условия для их активного

познания и на этой основе учить детей: отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами; при рисовании дождика дети изображают его по -разному мелкими точками, крупными, прямыми или косыми линиями;

сопровождаются движениями карандаша или кисти словами, игровыми действиями ( например: «Дождик чаще - кап-кап-кап!»).
          Очень любят дети этой группы лепить я учу их в лепке видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки; синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль над движениями своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок пластилина; создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющить в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при  этом выразительные образы. Работая над проектом «как животные готовятся к зиме» мы с детьми лепили «ежика». Работки получились интересные, выразительные. В деятельности с детьми я постоянно обращаю внимание на цвет и настроение, обращаю внимание детей, что цвет (цветовая тональность) может передать состояние природы и настроения человека.

 

Каждый малыш – самостоятельная личность. Он сам вправе решать, как ему быть и чем заниматься. Решать за него – преступление против личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка творческой личностью, достигшей успеха в выбранной им сфере. База для этого – умение самому добывать информацию, принимать решение, планировать свою деятельность – формируется в раннем возрасте.

 Итак, раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

© elchina-g

Конструктор сайтовuCoz